Миниатюрная иконопись в технике финифть  
   
 
 

Каталог финифти

Каталог икон

Финифть в наличии

Ювелирные модели

Цены и Формы

Как сделать заказ

Оплата

Доставка

Онлайн заказ

Техника финифти

 

Музей Ростовской финифти. Технология производства финифти. - Смотреть видео

 
 
   

Главная

 

mrosso@yandex.ru

 

8-963-660-97-55

 

Об авторе

   

Техника финифти.

Фини́фть - русское название эмали, происходит от греческого "фингитис", что означает "светлый, блестящий камень". Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали.
Существует несколько различных техник эмали: перегородчатая; выемчатая; витражная, по рельефу и другие. В древности все эти техники назывались одним словом - финифть, но в XVIII веке из стран Западной Европы пришёл другой термин - «эмаль» , от французского «email», в свою очередь происходящий от латинского «smaltum», что означает «расплавленный».
 
 
Ростовская финифть - русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

 

Ростовская финифть - один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр определяется с одной стороны высоким живописным мастерством художника по эмали, а с другой - чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их изготовления.
Самое первое упоминание о русской финифти мы встречаем в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого "фингитис" превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть".
В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех далеких времен и до сей поры оно известно как "Ростовская финифть". Оно прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.
Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-"опытницей" - белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

 

Традиционно в технике Ростовской финифти, эмаль кладется на лист тонкой меди (он должен быть выпуклым и уже подготовленной формы) и покрывается тремя слоями белой эмали, а обратная сторона во избежание деформации – контрэмалью.
Все это последовательно обжигается в муфельной печи при температуре в 800С.
Затем наносится первоначальный, грубый рисунок (подмалевок), его обжигают, дают остыть. Вторым слоем прорабатывают дополнительные цвета рисунка. И эмаль снова обжигается. Краски сплавляются, приобретают блеск, прозрачность и чистоту. На некоторых сложных работах количество наносимых слоев и обжигов доходит до 7 и больше. Простые изделия могут обходиться и двумя-тремя слоями. После такой «закалки» финифти не страшны никакие испытания, даже временем.
 

Техника припильная горячая эмаль

Художественная роспись выполняется по эмали, положенной в углубления, сделанные в пластине из золота 750 пробы или серебре 925 пробы.
В основе лежит техника выемчатой эмали.
Затем миниатюрная живопись покрывается несколько раз прозрачной эмалью (фондоном) и обжигается. Это делается для того, чтобы защитить рисунок от механического и химического воздействий и одновременно повысить блеск эмалевой поверхности.
Нанесение защитного эмалевого слоя - это сложный процесс. Защитный фондон (прозрачная эмаль) при определенных условиях обжига может помутнеть или пожелтеть, и почти готовая работа будет испорчена. После нанесения достаточного количества фондона производится припиливание вровень с бортиками металла. Потом идет шлифовка и полировка до тех пор пока поверхность не приобретет ровный зеркальный блеск.
Прозрачное стекловидное покрытие предохраняет роспись от повреждений.
 

Техника выемчатой эмали

Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют.
В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной - основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
 В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью.
Другой - в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют так же прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка - эмалью других цветов.
Выемчатые эмали делают на золоте, серебре.

 
 
       

Главная | Обмен ссылками | Контакты

Copyright © 2011 MROSSO All rights reserved