Технология финифти
Фини́фть - русское название эмали, происходит от греческого "фингитис",
что означает "светлый, блестящий камень". Сейчас термином «финифть»
называется одна конкретная техника - роспись по эмали.
Существует несколько различных техник эмали: перегородчатая;
выемчатая; витражная, по рельефу и другие. В древности все эти техники
назывались одним словом - финифть, но в XVIII веке из стран Западной
Европы пришёл другой термин - «эмаль» , от французского «email», в свою
очередь происходящий от латинского «smaltum», что означает
«расплавленный».
Ростовская
финифть - русский народный художественный промысел; существует с XVIII
века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения
выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в
1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Ростовская финифть - один из наиболее интересных и ярких видов
миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам
искусства. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр
определяется с одной стороны высоким живописным мастерством художника по
эмали, а с другой - чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их
изготовления.
Самое первое упоминание о русской финифти мы встречаем в
Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные
эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника
изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем
искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось
на русский лад и само название этой техники: из греческого "фингитис"
превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть".
В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали
становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние
традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех
далеких времен и до сей поры оно известно как "Ростовская финифть". Оно
прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один
из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.
Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до
800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со
скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет
определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой
первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-"опытницей"
- белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются
температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.
Традиционно в технике Ростовской финифти, эмаль кладется на
лист тонкой меди (он должен быть выпуклым и уже подготовленной формы) и
покрывается тремя слоями белой эмали, а обратная сторона во избежание
деформации – контрэмалью.
Все это последовательно обжигается в муфельной печи при
температуре в 800С.
Затем наносится первоначальный, грубый рисунок (подмалевок), его
обжигают, дают остыть. Вторым слоем прорабатывают дополнительные цвета
рисунка. И эмаль снова обжигается. Краски сплавляются, приобретают
блеск, прозрачность и чистоту. На некоторых сложных работах количество
наносимых слоев и обжигов доходит до 7 и больше. Простые изделия могут
обходиться и двумя-тремя слоями. После такой «закалки» финифти не
страшны никакие испытания, даже временем.
Техника припильной эмали
Художественная роспись выполняется по эмали, положенной в
углубления, сделанные в пластине из золота 750 пробы или серебре 925
пробы.
В основе лежит техника выемчатой эмали.
Затем миниатюрная живопись покрывается несколько раз прозрачной
эмалью (фонданом) и обжигается. Это делается для того, чтобы защитить
рисунок от механического и химического воздействий и одновременно
повысить блеск эмалевой поверхности.
Нанесение защитного эмалевого слоя - это сложный процесс. Защитный
фондан (прозрачная эмаль) при определенных условиях обжига может
помутнеть или пожелтеть, и почти готовая работа будет испорчена. После
нанесения достаточного количества фондана производится припиливание
вровень с бортиками металла. Потом идет шлифовка и полировка до тех пор
пока поверхность не приобретет ровный зеркальный блеск.
Прозрачное стекловидное покрытие предохраняет роспись от
повреждений.
Техника выемчатой эмали
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На
металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается
(вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при
этом углубления заполняют эмалью и производят обжиг эмали. Если
используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют.
В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение
приподнято за счет перегородок над металлической пластиной - основой, в
технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для
достижения художественного эффекта.
Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле
рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной
эмалью.
Другой - в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только
вырезанное изображение. Применяют так же прием, когда металлическую
пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка - эмалью
других цветов.
Выемчатые эмали делают на золоте, серебре.
|